Во все времена человек пытался объяснить природу объектов и явлений, причины происходящих с ним ситуаций и событий, активно и, зачастую, неконтролируемо влияющих на него и его жизнь. Отсутствие ответов стало толчком к возникновению веры в сверхъестественные силы, часто персонифицированные в добрых или злых существ, помогающих людям, или насылающих на них беды и болезни.
Эти верования породили религии, в которых все происходящее с человеком и его судьбой объяснялось существованием некого могущественного, сверхъестественного и Высшего Существа — Бога, обладающего неограниченной силой, властью и могуществом влиять на все происходящее на земле и небесах (иных мирах). На то время, это был самый простой и доступный способ объяснить себе причины происходящего и остановиться в своих нескончаемых поисках.
Но такая остановка не была и могла быть долгой — пытливый человеческий ум не позволил себе удовлетвориться этим простым, бездоказательным объяснением многообразия происходящих вокруг явлений. Это послужило толчком к созданию и развитию иного подхода объяснения происходящего, основанного на наблюдении, анализе, выявления закономерностей, структурирования и систематизации полученного знания, то есть того, что мы называем наукой.
Очень скоро научные объяснения серьезно потеснили религиозные догматы. Желание ясно понимать происходящее взяло вверх над простым верованием. И это не удивительно, ведь одно из самых горячих желаний человека — это желание познавать, разобраться во всем, вписать окружающую реальность в свою картину мира, в которой все объяснено и находится на своей полочке. За это отвечает ясность — главное свойство нашего восприятия.
Чем выше уровень самоорганизации человека, тем выше ясность и, соответственно, требования к объяснению происходящего. Например, ребенок вполне удовлетвориться самыми простыми объяснениями. Ему можно рассказать по Деда Мороза или фей, и он искренне будет верить в это. Но через некоторое время, с развитием ясности, он понимает, что это не более, чем приятная выдумка его родителей.
Взрослый человек, благодаря большей ясности, мыслит гораздо шире и глубже, анализируя, объясняя и структурируя все происходящие вокруг. Этот непрерывный процесс естественен для человека — он составляет его мыслительную деятельность.
Однако, несмотря на распространение научного подхода на большинство областей нашей жизни, тем не менее, остались некоторые, которые до сих пор, даже для ученых, остаются загадкой. Сила ясности не может коснуться невидимого, а значит объяснение причин некоторых явлений ускользает от логически ориентированного подхода ученых, заставляя признавать недосягаемость этих знаний.
Но ничто не стоит на месте. Благодаря повышению и усложнению самоорганизации, ясность людей приближается к тем уровням, за которыми еще ранее недоступные пониманию знания, естественным образом, через интуицию начинают являть себя миру. И этот процесс человечество проживает непрерывно, особенно в последние десятилетия, когда новые технологии вывели жизнь многих людей на качественно иной уровень.
Чтобы разобраться в механизме, разворачивающим вокруг нас окружающую реальность — ситуации, события, людей, необходимо коснуться философских вопросов, которые помогут нам понять как устроен мир и наше, как человека, место в нем.